Да и у кого из нас в детстве не было
гооя? Чапаев, мушкетеры, гардема-
рины.
. . А Брюс Ли? Л Рокки? А Инди-
ана Джонс? В общем, так и подмы-
вает меня забраться в кресло-ка-
талку, усесться у камина, покрыть
г 'дагрические колени пледом и
Ьгокряхтеть: “Да, были люди
|h наше время.
..” И были это,
кстати говоря, люди вполне pe-
lt
ьные, мирские, не в пример
сегодняшнему Человеку-пауку.
Проведем, допустим, сравни-
гг с тьный анализ Чсловека-паука и
|Е 'рия Алексеевича Гагарина (1934-
■ 468). Количеством подвигов
11
аук,
к нечно, бере г. На его счету не один
Десяток преступников, включая особо
спасных — Амбала, Стервятника, Пе-
4
очного человека, док гора Осьминога и
раже Зеленого Гоблина. По сравнепию
с
этим единственный полег в космос,
It. обусловленный, кстати, прямойут-
§>О30Й человечеству со стороны впезем-
вых существ, — просто детский лепет.
Но копнем немного глубже. Кто сто-
it т за Человеком-пауком? Зануда, сла-
бак и неудачник, некто Паркер, кото-
рый и героем-то стал по глупому недо-
разумению. Нго, как мы помним, уку-
сил радиоактивный паук. Разве могла
случиться такая глупость с Юрой Га-
гариным, крепким улыбчивым пар-
гем из города Гжатска? Что он, пау-
ков не видал? Он —■
красавец, выходец
из народа, учился с отличием, служил
в авиаполку летчиком-истребителсм
и
совершенно заслуженно был отме-
чен как самый подходящий кандидат
для Подвига N4. Отмечу также, что Га-
гарин был примерный семьянин, по-
даривший миру двух дочерей. Чело-
век-паук семьянином быть изначально
не может. Во-первых, его укусил паук,
зо-вторых, ему нс до суетных страстей:
хлебом не корми, дай спасти мир. Разве
такие желания были у Гагарина-героя?
Он ведь писал у себя в дневнике: “Нет
• меня сильнее влечения, чем желание
гетать. Летчик должен летать”. Такие-
то как раз мир и спасают: скромно, не-
заметно от других. А потом скафандр
снимают и домой идут, нить чай. Че-
товек-паук (Паркер) дневник не вел, а
гаже если бы и вел, никогда бы такого
[ не написал.
Есть еще Василий Иванович Ча-
паев (1887-1919), выходец из смутных
Можно нарядиться в синие
рейтузы и бегать по деревне, ■■
изображая супергероя. Но толку
от этого ноль. Плеваться паутиной
не научишься, по стенам лазить
и подавно”
недр Чувашии. Он вообще, на мой
взгляд, настоящий джедай, гуру, лама
— кто угодно. Истинный герой. Кто
такие “белые”, я в детстве представ-
лял довольно смутно, но вполне от-
четливо видел Чапая, который на сво-
ем коне врезается в черную безликую
массу врагов. Один его вид внушал
в народной мифологии страх буржу-
инам и сеял панику в их рядах. Спо-
собен ли на это суррогатный Спай-
дермен? Да никогда в жизни. Что у не-
го есть? Красные сапоги и белесоватая,
дурно пахнущая паутина, подтекаю-
щая из запястий. Каждая победа Че-
ловека-иаука обусловлена неимовер-
ным везением и счастливым стечени-
ем обстоятельств.
Но главное, Паук, по-моему, совер-
шенно не справляется со своей перво-
степенной обязанностью — быть при-
мером для детей. Да, можно нарядить-
ся в синие рейтузы и бегать но дерев-
не, изображая супергероя. Но толку от
этого ноль. Плеваться паутиной не на-
учишься, по стенам лазить и подавно.
Фактически пет у человека мотивации
к саморазвитию — ни к духовному, ни
к физическому. Можно просто сидеть
па ровном месте, ожидая, что когда-
нибудь именно в твой огород упадет
кусок метеорита, излучение которо-
го наделит тебя сверхъестественными
способностями. Или за пианино обна-
ружится маска, придающая твоему
лицу нежно-салатный цвет. Или
тебя укусит радиоактивный коло-
радский жук, отчего у тебя би-
цепсы покроются бурой чешуей,
а количество ног возрастет до
восьми. Такой вот осознанный
инфантилизм.
Даже Рокки, герой не славян-
ский и не документальный, по
сравнению с Пауком, абсолютно
осязаем. Он боролся, искал, отыс-
кал и не сдался. У него было чему
поучиться. У него имелась абсолют-
но простая и понятная концепция
победы — работай над собой, совер-
шенствуй себя, невзирая
на трудности, бегай по
лестницам, если не мо-
жешь купить абонемент
в спортивный зал, тре-
нируй удары на тушах
коров, если в твоем го-
роде нет ни одной бок-
серской секции. Никаких паучиных
утопий, сплошная сермяжная правда.
А теперь, внимание, вопрос: кто из
ныне существующих способен, по-
твоему, стать новым Настоящим Ге-
роем? В смысле — реальным, челове-
ческим, живущим. Тем, па кого бу-
дет ориентироваться твой пятилетий
сын. Не знаешь? А я тебе скажу: ты им
и будешь. Больше некому.
У очень посредственного совре-
менного писателя Бегбедера в кни-
ге Windows of the World описана такая
ситуация. Два маленьких мальчика
и их отец оказываются заперты на вер-
хнем этаже одной из башен-близнецов
во время знаменитого теракта. С са-
мых первых секунд трагедии младший
сын уверен в том, что с минуты на ми-
нуту папаша скинет с себя одежды
и все увидят на нем костюм Супермена
и развевающийся алый плащ.
Пример очень показательный.
Дальше уж тебе решать, кем ты бу-
дешь в глазах собственного сына —
неудачником, который, возможно,
когда-нибудь станет супергероем, или
все-таки героем взаправдашным, не-
иллюзорным. Настоящим, у которо-
го нет сильнее влечения, чем желание
летать. ■